У строгальных и долбежных станков как главное, так и вспомогательное движение прямолинейны, а источник движения — электродвигатель имеет вращательное движение. Кроме этого, звенья, совершающие главное и вспомогательное движения, находятся на каком-то расстоянии от электродвигателя. Поэтому в конструкцию этих станков входит ряд механизмов, передающих вращательное движение и преобразующих его в поступательное. Мы занимаемся изготовлением деталей для таких агрегатов.
Особенно широко применяют зубчатые и винтовые передачи, при помощи которых осуществляется связь между кинематическими парами, изменяются по величине и направлению их скорости, передаются от одного вала к другому крутящие моменты. В зависимости от назначения и условий работы зубчатые колеса могут быть цилиндрическими или коническими.
Цилиндрические зубчатые колеса бывают прямозубые, косозубые, с шевронными и винтовыми зубьями (рис. 57).
Рис. 57. Зубчатые колеса:
а — прямозубое, б — косозубые, в — шевронное, г — винтовые, д — прямозубое с рейкой, е — конические
Прямозубые, косозубые и шевронные (рис. 57, а, б, в, д) применяют для передач между параллельными валами, с которыми зубчатые колеса связываются шпоночными соединениями. Колеса с винтовыми зубьями применяют для передач со скрещивающимися валами (рис. 57,г).
Конические зубчатые колеса (рис. 57, е) применяют для передач с пересекающимися осями.
Передача движения зубчатыми колесами производится зубьями двух сопряженных, т. е. сцепляющихся между собой и взаимодействующих, зубчатых колес. Зубья одного колеса входят во впадины другого и при вращении одного колеса вращается другое.
Зубчатое колесо, передающее вращение от ведущего вала, называется ведущим, а второе — ведомым.
Рис. 58. Элементы зубчатого колеса
Различают следующие элементы зубчатого колеса (рис. 58):
- диаметр выступов зубчатого колеса De;
- диаметр делительной (начальной) окружности зубчатого колеса d,
- диаметр основной окружности зубчатого колеса d0,
- диаметр впадин зубчатого колеса Di,
- высота головки зуба зубчатого колеса h’,
- высота ножки зуба зубчатого колеса h»,
- высота зуба зубчатого колеса h = h’ + h»,
- шаг зацепления зубчатого колеса t,
- толщина зуба зубчатого колеса S,
- ширина впадины зубчатого колеса S1,
- межцентровое расстояние, длина зуба, модуль m и число зубьев z зубчатого колеса.
Исходными данным, характеризующими зубчатое колесо, являются модуль и число зубьев, остальные величины определяются от исходных.
Модуль зубчатого колеса m (измеряется в мм) представляет собой длину, приходящуюся по диаметру делительной окружности на один зуб колеса. Численно модуль равен m = d/z = t/π мм. (28)
Произведение модуля m на π дает величину t — расстояние между двумя одноименными точками смежных зубьев по делительной окружности.
Остальные элементы зубчатого колеса определяются по формулам (размеры в мм):
диаметр делительной окружности зубчатого колеса d = mz; (29)
диаметр окружности выступов зубчатого колеса De = m(z + 2);(30)
диаметр окружности впадин зубчатого колеса Di = m(z -2,25) (31)
толщина зуба зубчатого колеса S = (9/20) • t;(32)
ширина впадины зубчатого колеса S1= (11/20) * t; (33)
высота зуба зубчатого колеса h = h’ + h» = 2,25*m; (34)
высота головки зуба зубчатого колеса h’ = m; (35)
высота ножки зуба зубчатого колеса h»= 1,25m; (36)
длина зуба зубчатого колеса b = 10m; (37)
расстояние между центрами двух зубчатых колес, находящихся в зацеплении, L= m*((z1+z2)/2). (38)
Зубчатая передача имеет постоянное передаточное отношение, позволяющее определить по известным величинам числа оборотов ведущего, а также ведомого колеса.
Передаточным отношением называется отношение числа зубьев ведущего колеса к числу зубьев ведомого, обозначается оно буквой i в отличие от передаточного числа, обозначаемого 1/i. Передаточное отношение и передаточное число находятся соответственно из уравнений:
i= z1/z2 = n2/n1; (39)
1/i = n1/n2 = z2/z1.(40)
Рис. 59. Кинематические цепи, состоящие: а — из пары зубчатых колес, б — из цилиндрических, конической и червячной пар
Если взять число оборотов в минуту n ведущего вала и умножить на передаточное отношение одной пары зубчатых колес i = z1 / z2 (рис. 59, а) , то из уравнения n2= n1 * (z1/z2) можно найти число оборотов в минуту n2 ведомого вала. При расчете числа оборотов конечного звена кинематической цепи (рис. 59,б.) находить передаточное отношение каждой пары нет смысла, можно взять сразу передаточное отношение всей цепи и умножить его на число оборотов в минуту n1 ведущего вала.
Таким образом, число оборотов конечного звена n5 = n1 *(z1z3kz6 / z2z4z5z7), (41)
где k — число заходов червяка.