Конические колеса являются характерными деталями рольгангов прокатных станов, конусных дробилок, приводов непрерывных и трубопрокатных станов и других механизмов. В зависимости от конструктивных особенностей конические зубчатые колеса делятся на колеса со ступицей, плоские колеса типа венцов и шестеренные валы.
Заготовками обычно являются поковки и стальное литье. Чугунные колеса в тяжелом машиностроении встречаются сравнительно редко. Для конических шестерен рольгангов, экскаваторов и других машин в условиях использования группового запуска рациональным является применение штампованных заготовок.
Технологический маршрут механической обработки конических зубчатых колес, так же как и при обработке цилиндрических колес, может быть разделен на два этапа: обработка заготовок до зубонарезания и собственно операция зубонарезания. В зависимости от конфигурации конических колес, их размеров и масштаба выпуска, технологические маршруты механической обработки различны.
Заготовки конических колес со ступцей, типа применяемых в рольгангах при групповом изготовлении, обычно предварительно обрабатываются на токарных или карусельных станках, затем производится протягивание отверстия, шпоночных или шлицевых пазов. После этого следует чистовая обработка на центровой или шпиндельной оправке. При штучном изготовлении таких колес черновая и чистовая токарная обработка основных сопряженных поверхностей выполняется в одну установку, затем в заготовках протягиваются или долбятся по разметке шпоночные пазы. Шестеренные валы проходят обработку по маршруту ступенчатых валов.
Крупные конические колеса со ступицей или типа венцов обрабатываются на карусельных станках. Первая установка производится прибыльным торцом вверх. После обдирки с припуском 3—5 мм на сторону и подрезки базового торца производится чистовая обработка. При чистовой обточке необходимо обеспечить совпадение осей наружного и дополнительного конусов с осью отверстия, поэтому эти переходы следует выполнять за одну установку, либо производить обработку на оправке.
В зависимости от величины угла наружного конуса обработка конической поверхности может выполняться различными способами. При малых углах до 30° конус обтачивается за счет соответствующего угла поворота направляющих ползуна (штосселя) карусельного станка. При углах до 45° используется включение двух подач — вертикальной и горизонтальной, величина и направление которых устанавливаются сменными колесами. Для получения конических поверхностей с большим углом используют комбинацию горизонтальной подачи суппорта и подачи вдоль оси направляющих ползуна, которые устанавливаются на некоторый дополнительный угол (наклонной подачи).
При углах наружного конуса более 85° обработка этим способом не обеспечивает необходимую шероховатость поверхности, и поэтому в таких случаях целесообразно выполнять обработку конической поверхности обтачиванием по копиру. Для контроля углов конических поверхностей применяются различного рода шаблоны. В остальном обработка заготовок конических колес по сути дела не отличается от обработки заготовок для цилиндрических зубчатых колес